Вадим Ким

 

 

                          Критика "Научного коммунизма"

 

 

 

                                                                                                               Какова жизнедеятельность людей,

                                                                                                                таковы и они сами.                   

                                                                                                                                                            К. Маркс

 

 

 

           Введение

 

 

 

Во времена существования СССР, марксизм был очень популярным учением, и не только в странах, где были установлены коммунистические режимы, но и в капиталистических странах, по крайней мере, среди интеллектуалов.

Но после распада СССР и падения коммунистических режимов, после реставрации капитализма в бывших советских республиках, ставших независимыми государствами, К. Маркс и его учение были подвергнуты беспощадной критике, а идея коммунизма объявлена утопией, фантазией великих гуманистов.

В результате, как говорится, вместе с водой выплеснули и ребенка- идею коммунизма. Но стоило в 2008 году разразиться новому мировому экономическому кризису, как люди снова вспомнили К. Маркса – одного из величайших умов человечества, который открыл законы развития общества и заглянул далеко вперед, научно доказав, что на смену капитализму придет более прогрессивный, более совершенный строй – коммунизм.

Правда, К. Маркс сильно ошибся в прогнозе – когда это произойдет, и еще больше, – как это будет происходить и каким будет коммунистическое общество.

Он слишком рано списал с исторической арены капитализм, когда он находился, можно сказать, еще в юношеском возрасте и не исчерпал весь свой огромный потенциал. В подтверждение тому  - современный капитализм в развитых капиталистических странах, где он достиг впечатляющих результатов в деле развития общественных производительных сил и повышения благосостояния людей. И, напротив, коммунизм по Марксу, который пытались построить в России большевики,  показал свою полною несостоятельность и был похоронен историей  как неудачный эксперимент, как авантюрная попытка перескочить через пропасть, что разделяла экономически отсталую Россию начала 20 века и коммунизм – высшую ступень развития человечества, и навязать совершенно чуждые социалистические производственные отношения производительным силам, которые  базировались на крупном машинном производстве.

 

В чем же ошибка Карла Маркса и его последователей, таких гениальных, как Ленин, честолюбивых и властных, как Сталин, и всей прочей советской ученой братии, которая тупо цитировала Карла Маркса?

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим природу труда – фундамента материального и духовного производства.

 

В трудах Карла Маркса и других великих мыслителей труд обычно разделяется на два вида - физический и умственный.  При этом, физическим трудом, обычно называют труд, где человек работает преимущественно физически, а умственным – где человек работает преимущественно головой, и не делается никакого различия между механическим и творческим умственным трудом, хотя, между этими двумя видами умственного труда существует радикальное различие.

 

 

 

Разделение труда на механический и творческий труд

 

Механический умственный труд, это когда человек выполняет простые логические операции сравнения, перебора вариантов, запоминания, счета, вычисления и т. д., или когда при решении задачи он двигается по уже известному ему алгоритму нахождения решения для таких задач. То есть он ничего не придумывает, ничего не познает, а думает по уже готовым логическим схемам (программам),  можно сказать, чисто механически.

 

Творческий умственный труд, это когда человек при решении нестандартной задачи сам находит алгоритм нахождения решения  или  когда он самостоятельно, или с чьей-то помощью познает что-то новое, -  то чего он не знал;  это

когда он делает научное открытие;  это когда он что-то изобретает или сочиняет;  это когда он создает произведение искусства.   Творческий труд – это познание еще непознанного, создание такого, чего еще никто не додумался создать; это новое слово, новый взгляд, новый подход – одним словом, это творчество, а не повторение человеком уже найденного, уже созданного другими людьми или им самим.

 

Таким образом, мы видим, что творческий умственный труд кардинально отличается не только от физического, но и от механического умственного труда,

и что разделение труда на физический и умственный труд не совсем корректно, так как это разделение не учитывает различие между механическим и творческим умственным трудом, а также того, что механический умственный труд по своей природе гораздо ближе к физическому труду, и что эти два вида труда тесно взаимосвязаны между собой и отдельно друг от друга практически не существуют.

 

Так, при выполнении практически любой работы, которую мы называем физической, человек выполняет, как правило, и простейшие логические операции.  И, наоборот, при выполнении работы, которую мы называем умственной, человек, как правило, выполняет  хоть в минимальных количествах

и физическую работу. 

Совершенно бездумно человек действует лишь, когда работает, как автомат, выполняя доведенные до автоматизма операции. Или, наоборот, он только думает, когда совершает механическую умственную работу без практических действий. Но таким образом человек действует довольно редко.  Как правило, он думает и при выполнении физического труда, и, наоборот, выполняет хотя бы в минимальных количествах физическую работу при выполнении механического умственного труда.  Поэтому эти два тесно взаимосвязанные и трудноразделимые вида труда логичнее было бы объединить в один вид труда и назвать его механическим трудом, который может и, как правило, существует отдельно от творческого труда. 

 

При выполнении механического труда, не зависимо от того, работает человек больше руками и ногами, или головой, он не познает ничего нового, не делает никаких открытий ни для себя, ни для человечества. Человек действует в этом случае, основываясь исключительно на свой опыт и на приобретенные или на найденные ранее им самим знания, т. е. он действует, можно сказать, чисто механически, совершая физическую и механическую умственную работу.

В этом отношении, творческий труд, связанный с решением нестандартных задач, с новаторским мышлением, является полной противоположностью механического труда, поэтому разделение труда на механический и творческий труд выглядит гораздо более логичным, чем на физический и умственный труд.

А связь меду этими двумя видами труда сводится к тому, что творческий труд является генератором идей для механического труда, который сам не может родить никакой новой идеи, и, в тоже время, не может развиваться без новых идей.

В свою очередь, и творческий труд, не может обойтись без выполнения простых логических операций и физических движений, которые входят в процесс творчества и занимают в нем подчиненное положение, как всякое простое движение, входящее в состав более сложного движения.

 

 

 

Различие между  механическим и творческим трудом.

 

  Для выполнения механического труда от человека не требуется каких-то выдающихся способностей, какого-то особого дарования. Чтобы выполнять механическую работу нужно лишь, чтобы человек был физически и умственно здоров, и имел, в случае, если труд не простой, а сложный, определенные навыки конкретного вида труда или необходимые знания.

 

Механический труд, поскольку он не требует от человека особых талантов и его может выполнить любой человек после определенной подготовки, всегда можно свести с помощью коэффициента сложности труда к простому труду среднего работника и количественно измерить (в часах рабочего времени).

 

Продуктом механического труда является конкретный материальный или интеллектуальный конечный продукт, или конкретная услуга. Например, фрак, бухгалтерский отчет и стрижка волос.

Следовательно, рассматривая труд как субстанцию стоимости, Карл Маркс имел в виду механический труд.

 

В отличие от механического труда, творческий труд, связанный с открытием, с созданием чего-то нового, как в области науки, так и искусства, всегда индивидуален, во многом зависим от степени одаренности человека, и не может быть сведен к простому труду, как механический труд,  поэтому его нельзя измерить количественно.

 

Можно, конечно, попытаться подсчитать,  сколько времени затратил Пушкин на создание романа в стихах “ Евгений Онегин” или Исаак Ньютон – на открытие закона “Всемирного тяготения”. Хотя и тут возникают сложности, поскольку не понятно,  сколько времени продолжался рабочий день  у Пушкина или у Исаака Ньютона, если учесть, что процесс творчества не прекращается после того, как творец встает из-за рабочего стола и идет на прогулку, или даже, если он ложится спать. Еще с большей трудностью мы столкнемся, если попытаемся свести творчество гениев к простому труду.

Далее, продуктом творческого труда является  не  материальный или конечный интеллектуальный продукт, а новая художественная или научная идея, которая при “потреблении” не уменьшается, не изнашивается – она может только со временем морально устареть. То есть идея, раз найденная, затем становится достоянием людей в виде художественных произведений, научных открытий, изобретений и т. д. и служит людям, становится их новым знанием. Она начинает использоваться людьми при выполнении механического труда как знание, как программа, как уже найденное решение, до тех пор, пока морально не устареет.

 

И еще, что очень важно для понимания природы творческого труда и развития человечества: творческий труд, создание новой идеи – это прерогатива человека, его уникальной мыслительной способности, и  эту работу никогда не будет выполнять машина, даже самая умная.  И дело тут даже не в том, что

чрезвычайно сложно искусственно воспроизвести творческий процесс, о механизме которого мы практически ничего не знаем (поэтому думаем, что это

нам дается от Господа Бога), а в том, что это привело бы к созданию не машины,

а искусственно созданного разумного существа, способного оперировать понятиями, что, разумеется, не только не нужно, но и очень опасно для человечества.

 

И, наконец, продукт творческого труда создается его творцом не только для себя, для удовлетворения потребности в познании, творчестве и тщеславии, но и для удовлетворения высших нравственных потребностей, т. е. для удовлетворения потребности внести свой существенный вклад в развитие человечества и, тем самым, достигнуть духовного бессмертия.  То есть  продукт творческого труда создается его творцом для людей, для всего человечества, и тем самым для себя. Правда, до тех пор, пока господствующим трудом остается механический труд, такое отношение к продукту творческого труда становится реальностью лишь в тех случаях, когда творец поднимается выше ценностей, которые господствуют в обществе потребления, и служит человечеству, а не золотому тельцу. 

В случае же с продуктом механического труда, который создается его производителем исключительно для собственного потребления или обмена, мы наблюдаем прямо противоположное, проистекающее из самой природы механического труда.

 

 

 

Природа механического труда

 

 Механический труд является для человека всегда чем-то внешним, вынужденным, т. к. для удовлетворения его материальных потребностей нужны продукты труда, а не сам механический труд.

То есть механический труд сам по себе не представляет интереса для человека, не является его внутренней потребностью, как, например, творчество (правда, он может стать привычкой), и выполняется им только в том случае, если нельзя другим путем получить продукты, необходимые для жизни человека, или их денежный эквивалент. То есть механический труд выполняется человеком для получения продуктов труда, необходимых для его жизни, или для получения материального вознаграждения. И именно поэтому, в том случае, когда труд является для человека вынужденным и не доставляет ему сам по себе без материального вознаграждения удовольствия  - становится важным соблюдение стоимостного паритета при обмене продуктами труда, или адекватная оплата труда.

Если же человеку доставляет удовольствие сам процесс труда, т. е.  выполняемая им работа, как, например, творчество или в небольших количествах какая-нибудь ставшая привычной механическая работа, то требование платы за этот

труд становится абсурдным, хотя оно имеет место и смысл в условиях, когда господствующим остается механический труд, и действуют стоимостные товарно-денежные отношения. В этих условиях,  труд, выполняемый человеком,

обычно является всего лишь средством для получения необходимых для жизни продуктов труда или их денежного эквивалента, и только в этой связи он имеет для него смысл и интересен ему, то есть механический труд всегда выполняется человеком с целью получения вещей или денег, которые нужны ему для жизни.

Таким образом, вещи и деньги, стремление иметь их как можно больше становятся фактически главной целью и ценностью в жизни большинства людей, занятых механическим трудом, который сам по себе их мало интересует и выполняется ими с большим или меньшим желанием в прямой зависимости от величины материального вознаграждения.

Более того, вещи, помимо своего прямого назначения – удовлетворения материальных потребностей людей, используются ими и как средство для выражения их индивидуальности, демонстрации их богатства и удовлетворения их амбиций, то есть они выполняют не свойственную им по своей природе функцию.

И эта игра амбиций, желание человека самоутвердиться через вещи, через обладание ими, порождает необходимость производства не только практичных качественных вещей, необходимых людям для жизни, но и огромного количества

очень дорогих амбициозных вещей, назначение которых, удовлетворять не столько материальные потребности человека, сколько его амбиции, заменяющие ему духовность.

 

Следовательно, пока не изменится характер труда, и вместе с ним не изменится природа человека, материальные ценности будут оставаться главными ценностями в жизни людей и удовлетворять не только их материальные потребности, но и их амбиции, которым нет предела, и   поэтому невозможно будет достичь насыщения человека вещами.

 

Но, с другой стороны, эта бесконечная гонка людей за материальным богатством приведет человечество неминуемо к такому уровню развития материального производства, когда творческий труд станет господствующим, т. е. изменится кардинально характер труда, а вместе с ним изменится и природа человека –

она станет созидательной, творческой, а не потребительской – и только тогда материальные ценности отойдут на второй план и  будут нужны человеку лишь для создания комфортных условий для его жизни и творческой работы, а не для самоутверждения. Попытки же с помощью одной морали изменить потребительскую природу человека, чего безуспешно пыталась добиться советская власть, и продолжает добиваться церковь, призывая народ к аскезе,  свидетельствуют о полном непонимании с их стороны законов развития материального производства и общества в целом.

 

 

 

Природа творческого труда

 

 В отличие от механического труда, творческий труд, это глубоко личностный труд, который, во-первых, нельзя переложить на плечи других людей, как механический труд, так как при этом изменяются  свойства продукта творческого труда. 

Так, например, научное открытие, которое сделал Ч. Дарвин, конечно, интересно само по себе, и может удовлетворить потребность интеллектуалов в познании природы, но оно не может удовлетворить их высшие нравственные потребности, или, хотя бы, их тщеславие – для этого нужно, чтобы именно они сделали это открытие.

 

Во-вторых, удовлетворение высших нравственных потребностей, потребности в познании,  творчестве и, наконец, обычных амбиций человека, происходит  в случае с творческим трудом не только, когда творец создаст свое творение, но и в процессе самого творчества, которое является процессом удовлетворения его потребности в творчестве, познании и т. д.

 

И, в-третьих, продукт творческого труда, безусловно, очень важный для творца как результат его работы, создается им не только для себя, не только для собственного потребления, а по своей природе, прежде всего, для людей, для всего человечества, и тем самым для  самого себя, для удовлетворения высших нравственных потребностей.

Таким образом, целью жизни людей становятся не вещи, и не обладание ими, а творчество, производство новых идей, которые создаются для людей, для человечества, и  которые преобразуют мир в интересах всего человечества.

 

Прямо противоположное отношение к продукту труда мы наблюдаем в случае с механическим трудом, где продукт труда создается исключительно для собственного потребления, или для обмена. 

Правда, иногда и продукт механического труда может использоваться не для собственного потребления и не для обмена, а для благотворительных целей.  Но такое использование (направление движения) продукта механического труда надо рассматривать как исключение, т. к. оно вступает в противоречие с природой  человека, живущего в условиях господства механического труда и стремящегося иметь как можно больше вещей и денег.

 

 

 

Взаимосвязь между механическим и творческим трудом

 

 Механический и творческий труд – это две стороны одной медали, которые существуют рядом друг с другом с самого начала существования человечества.

Но в начале, на начальном этапе развития человечества, творческий умственный труд еще очень слабо развит и занимает ничтожно малое место в жизни людей в сравнении с механическим трудом, которым заняты подавляющее большинство людей и который создает практически все материальные богатства –

поэтому отношения между людьми, само устройство общества и сами люди, определяются в этот период развития человечества природой механического труда и степенью развития противоречия между частным и общим интересом, и действует закон стоимости, открытый Карлом Марксом, и остается верной его экономическая теория.

В рамках этой экономической системы живут все люди, в том числе и те, кто занимается творческим трудом, а не механическим, т. е. те, кто творит, а не просто что-то производит. Но поскольку они живут в рамках этой экономической системы, то должны подчиняться ее законам. Поэтому их работы, которые бесценны (сколько стоит  “Капитал”  Маркса?), оцениваются на рынке простым соотношение спроса и предложения, а новые идеи, которые создаются для человечества, т. е. для общего пользования, объявляются интеллектуальной собственностью творца и продаются как интеллектуальный товар. 

И лишь с дальнейшим развитием человечества, с созданием полностью автоматизированного общественного производства, творческий труд станет господствующим,  т. е. им будут заняты все люди без исключения, и  новые научные открытия, изобретения, и произведения искусства, создаваемые людьми, будут становиться достоянием всего человечества, а не собственностью их создателей, как это имеет место в наше время, что противоречит самой природе продукта творческого труда и препятствует распространению новых идей, что довольно существенно замедляет развитие человечества.

 

 Далее, используя механический труд, человек может увеличить объемы производства, используя большее количество труда, но он не может увеличить производительность труда, т. е. уменьшить количество рабочего времени затрачиваемого на производство единицы продукции, не увеличивая интенсивности труда. Для увеличения производительности труда нужны новые технологии, новые более совершенные, более производительные машины, т. е. нужны новые идеи. Следовательно, материальные  богатства создают не только люди, занятые механическим трудом, но и ученые и изобретатели.  Но этот

труд обычно не учитывается в процессе материального производства как издержки производства, поскольку этот труд не создает стоимости,  или, если

и учитывается, то лишь как затраты на приобретение права на использование

того или иного изобретения,  которое не имеет стоимости, но имеет цену, в условиях, когда механический труд остается господствующим и является субстанцией стоимости.

 

Благодаря труду ученых и изобретателей, человечество может практически бесконечно наращивать свои производительные силы, но почему-то этот труд остался практически вне поля зрения К. Маркса.   Все свое внимание он сосредоточил на механическом труде, на его двойственном характере и на двойственной природе товара, с чего собственно и начинается изложение главного труда К. Маркса “ Капитала”.  Хотя, нет сомнения, что и первобытные 

люди, помимо того, что они своим примитивным трудом добывали себе скудные жизненные средства, они еще, хоть медленно, но улучшали свои орудия труда и

организацию производства. Правда,  тогда,  этот умственный труд, который с большой натяжкой можно назвать творческим, как и жизнь первобытных людей,

как их повседневный труд, носил коллективный характер и не отделялся от физического труда. Свои открытия первобытные люди делали в процессе коллективной практической деятельности. Поэтому достижения в этой области были довольно скромными.  И лишь с развитием материального производства, с развитием отдельного интереса, не совпадающего с общим интересом, и возникновением частной собственности, появляется личность, противостоящая миру и познающая его как личность, а не как стадный человек, и процесс познания мира человеком поднимается на качественно новый уровень.

 

В процессе дальнейшего развития общества, умственный труд постепенно отделяется от физического труда и становится привилегией знати, а затем, господствующего класса, его отдельных представителей, занимающихся исключительно умственным трудом, а на плечи простых людей выпадает тяжелый физический труд, которым они вынуждены заниматься, чтобы прокормить себя, свою семью и своих господ.  И лишь с развитием научно-технического прогресса умственный труд перестает быть привилегией господствующего класса, и становится все больше людей, занятых умственным трудом, правда, преимущественно механическим.

 

Дальнейшее развитие научно-технического прогресса и  создание полностью автоматизированного материального производства приведет к тому,

что будет полностью упразднен не только физический, но и механический умственный труд, и люди будут заниматься исключительно творческим трудом,

а физическую и механическую умственную работу, не связанную с творческим трудом, они будут совершать лишь для своего функционирования в качестве людей, а не умной машины для производства материальных благ и услуг, необходимых людям для жизни.

Таким образом, человечество снова придет к тому, что все люди будут выполнять, как физическую, так и умственную работу, но только теперь преимущественно творческую работу,  индивидуально и совместно с другими людьми, а не механическую, которая в чистом виде будет выполняться только для физического функционирования человека. Но вернемся во времена, когда жил Карл Маркс.

 

Научно-технический прогресс во времена Карла Маркса находился еще в зачаточном состоянии, и самым большим революционным изобретением человечества в то время была паровая машина, а двигатель внутреннего сгорания изобрели только в 1860 году.   Наверное, поэтому Карл Маркс не уделил должного внимания творческому умственному труду. По этой же причине, Карл Маркс и коммунизм представлял, если так можно выразиться, на уровне паровой машины.

Несмотря на отдельные гениальные догадки, такие как, ” только на этой ступени”

( т. е. при коммунизме) ” самодеятельность совпадет с материальной жизнью …”,* в другом месте он пишет :“…тогда как в коммунистическом обществе, где никто не ограничен каким-нибудь исключительным кругом деятельности, а каждый может совершенствоваться в любой отрасли, общество регулирует все производство и именно поэтому создает для меня возможность делать сегодня одно, завтра – другое, утром охотиться, после полудня ловить рыбу, вечером заниматься скотоводством, после ужина предаваться критике, - как моей душе угодно, - не делая меня, в силу этого, охотником, рыбаком, пастухом и критиком”. **

 Таким образом, Карл Маркс,  предполагал, что при коммунизме будет решена проблема односторонности развития человека, обусловленная разделением труда.

Тогда как в действительности, эта проблема (и не только эта) будет решена путем изменения характера труда,  то есть с переходом от механического труда  к

творческому труду, к производству новых идей,  где человек оперирует не предметами, а понятиями, и развивает свое мышление -  научное и художественное -  исследуя мир  с различных сторон, и, наконец, становится действительно мыслящим человеком,  а не просто что-то производящим или выполняющим какую-то операцию на конвейере, что делает человека односторонне развитым и ограниченным.

 

 

 

Марксистская теория  коммунизма

 

 Представления Карла Маркса о коммунизме,  которые с высоты нашего времени выглядят по-детски наивно, обусловлены, конечно, не ограниченностью его 

знаний на то время, а ограниченностью практической деятельности людей того времени.

В то время, когда жил Карл Маркс, еще не было даже аэропланов, не говоря уже о космических кораблях и станциях.  В то время, даже гениальному Карлу Марксу, не могла прийти в голову такая фантастическая идея, как возможность создания в будущем машины, которая сможет играть в шахматы лучше чемпиона мира по шахматам. В то время, когда жил Карл Маркс, несмотря на изобретение паровой машины, главной производительной силой, производящей все материальные блага, оставался рабочий человек, занятый механическим трудом, а творческий умственный труд, приверженцем которого был сам Карл Маркс, в то время имел

еще ничтожно малое по сравнению с нашим временем влияние на материальное производство.

В наше время труд ученых, изобретателей и инженеров является главным двигателем научно-технического прогресса,  влияние которого на развитие материального производства и общества в целом стремительно нарастает.

И именно этот труд сыграет решающую роль при переходе от капитализма к коммунизму, от труда производительного, т. е. механического, к труду созидательному, направленному на производство новых идей, на развитие человечества.  И классом, который совершит эволюционный переход от капитализма к коммунизму, будет не пролетариат – класс, исчезающий с развитием научно-технического прогресса, а люди умственного труда, из которых и будет состоять коммунистическое общество.   Но вернемся к Марксу.

 

Карл Маркс, безусловно, был человеком необычайно одаренным, гением, который  один сделал столько научных открытий в области философии и политической экономики, что этого материала потом хватило для работы целых институтов (особенно в СССР),  которые изучали его научное наследие.

 

Используя диалектический метод исследования предмета познания, Карл Маркс открыл двойственный характер механического труда, который в процессе развития перестает в противоположность, а затем, с возникновением капиталистического способа производства, - в противоречие между потребительной и меновой стоимостью товара, между трудом и капиталом.

При капитализме, это противоречие  достигает своего апогея и приводит к циклически повторяющимся экономическим кризисам перепроизводства, и стремится к разрешению.  Поэтому коммунизм, как более высокая ступень в развитии человечества, где это фундаментальное противоречие капитализма разрешается (снимается), не является выдумкой Карла Маркса, а логически вытекает из капитализма.  Правда, не совсем так, как это представлял Карл Маркс – не революционным, а эволюционным путем, как это происходило при не менее радикальном переходе от первобытнообщинного строя с коллективной

собственностью на средства производства  к классовому обществу с частной собственностью на средства производства,

в процессе которого постепенно отмирала коллективная собственность на средства производства и, напротив, укреплялась частная собственность.

Карл Маркс же считал, что капитализм никогда не трансформируется в коммунизм без решительных действий пролетариата, который должен, когда капитализм полностью себя исчерпает,  захватить власть в свои руки и национализировать все предприятия, банки и т. д., и ввести плановое производство.

Коммунизм по Марксу, это когда общественное по своему характеру крупное машинное производство находится в руках общества, а не частных лиц, и производство осуществляются по единому плану, разработанному людьми.  При такой организации производства и потребления, по логике Карла Маркса,  фундаментальное противоречие капитализма должно разрешиться, и должны прекратиться циклически повторяющиеся разрушительные экономические кризисы, что даст возможность человечеству развить материальное производство до такого уровня, когда люди смогут жить по принципу: “от каждого - по способностям, каждому - по потребностям”.

 

Это была роковая ошибка Карла Маркса, которая дорого стоила человечеству, в особенности той ее части, что проживала на территории СССР.

В действительности, фундаментальное противоречие капитализма – противоречие между потребительной и меновой стоимостью товара - разрешится

( снимется) с созданием полностью автоматизированного материального производства и с изменением характера труда, а не с переходом к плановой экономике, где это противоречие не разрешается, а в отличие от капитализма,

где оно приводит к периодически повторяющимся экономическим кризисам перепроизводства, порождает такое явление, как хроническое недопроизводство.

 

С этим столкнулся Советский союз, где материальное производство базировалось на механическом труде и крупном машинном производстве,  но где не было рынка, стоимостных товарно-денежных отношений и конкуренции, что очень сильно ослабило, особенно с ростом удельного веса умственного труда, действенную мотивационную связь между трудом и вознаграждением за этот труд – в результате, вместо ожидаемого материального  изобилия общество получило примерно равномерно распределенную бедность.

В дополнение к этому, и само планирование, даже самое тщательное, не может со стопроцентной точностью определ… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz