Вадим Ким

 

 

                  БРАК И СЕМЬЯ: ЭВОЛЮЦИЯ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

               

                       

                               Предисловие

 

 

Проблема семьи и брака в последние десятилетия стала одной из наиболее острых проблем современности. Философы, историки, социологи и просто думающие люди стали все чаше обращаться к этой теме. Появилось много специалистов в этой области, как у нас в стране, так и за рубежом, и множество трудов – начиная от небольших статей и до солидных монографий. Однако большинство работ, особенно социологические исследования, страдают отсутствием солидной теоретической базы. Социологи, занимающиеся исследованием причин разводов, изменений ценностных ориентаций в браке у молодежи и прочих явлений, связанных с браком и семьей, ставят перед собой, как правило, ограниченные цели. Поэтому они, в частности, при исследовании причин разводов ставят в один ряд бытовые, экономические, моральные, психологические и духовные факторы, различая их лишь по тому месту, которое они занимают в этом ряду по данным, полученным в результате анкетирования супружеских пар, подавших заявление на развод. При этом, действительные взаимосвязи между этими факторами, качественные различия между ними для них остаются малосущественными, так как они рассматривают эти факторы лишь во внешней связи с разводами. Эта поверхностность, отсутствие каких-либо теоретических ориентиров в социологических исследованиях, как правило, приводят к столь же поверхностным выводам.   Так, например,   И. С. Кон в своей статье “о социологической интерпретации сексуального поведения”, так интерпретирует причины длительного пребывания индивидов в положении холостяков и незамужних женщин в наше время: ”Одни не вступают в брак, поскольку не  приспособлены к нему психологически или физиологически, предпочитая удовлетворять свои половые потребности “на стороне” (раньше это было труднее)”. Другие специалисты совершенно серьезно утверждают, что главной причиной разводов является еще существующая бытовая и жилищная неустроенность отдельных семей, и что, как только это проблема будет решена,  число разводов резко сократится. Есть и такие специалисты, которые видят основную причину разводов в пьянстве одного из супругов.

Разумеется, что эти факторы определенным образом влияют на устойчивость и стабильность семьи, но эта связь не настолько прямолинейна, как кажется на первый взгляд. Эти факторы – лишь отдельные элементы внешних условий, в которых развиваются брачные отношения. Поэтому их устранение может сопровождаться не уменьшением, а увеличением общего числа разводов, если противоречие, присущее моногамному браку, будет в дальнейшем не разрешаться, а углубляться.

Предлагаемая в данной монографии концепция развития брачных отношений, является попыткой рассмотреть проблемы современного брака и семьи через призму присущего этим отношениям противоречия.      

 

                                 Предварительное замечание

 

Прежде чем перейти к изложению самой концепции, необходимо сделать некоторые пояснения.

Изложение концепции развития брачных отношений начинается с самого общего фундаментального положения – двойственной природы производства новой жизни и брачных отношений. На этом этапе еще не рассматриваются какие-либо конкретные формы брака и семьи, какие-либо определенные способы производства новой жизни. Производство новой жизни берется вообще, вне какой-либо определенности, кроме как человеческого общества. Поэтому на начальном этапе необходимо отвлечься (абстрагироваться) от конкретных форм брака и семьи, от бесконечного многообразия явлений, связанных с браком и семьей, и уяснить само ядро концепции, то исходное положение, из которого затем шаг за шагом, двигаясь по исторической вертикали и рассматривая развитие исходной двойственности брачных отношений, в связи с развитием человеческого общества в целом, и в первую очередь с материальным производством, мы выведем наиболее общие законы развития брачных отношений и попытаемся заглянуть в далекое будущее.

 

1.     Двойственная природа производства новой жизни и брачных    отношений в человеческом обществе.

 

Производство новой жизни в человеческом обществе, на какой бы ступени развития оно ни находилось и каким бы способом ни осуществлялось, всегда включает в себя, как половое общение между полами, приводящее к зачатию и рождению потомства (непосредственно или опосредствованно), так и уход за ним, добычу и производство продуктов питания, одежды и других вещественных компонентов, необходимых для содержания новорожденного, а также первоначальное обучение и воспитание. То есть оно всегда связано, как с сексуальным и духовным взаимодействием между полами, возникающим при производстве новой жизни, так и с затратой человеческого труда, необходимого для содержания, воспитания и первоначального обучения потомства. Причем чувственное и духовное тут берутся не во внешней связи, а во внутреннем единстве. То есть духовный элемент тут рассматривается в связи с производством новой жизни не вообще, а в неразрывной связи с чувственным элементом.

Поэтому духовное общение, которое имело место между братьями и сестрами одного рода в процессе содержания, обучения и воспитания детей сестер, не может рассматриваться как элемент чувственно-духовной стороны брачных отношений.

Следовательно, производство новой жизни и брачные отношения, которые возникают в процессе этого производства, с самого начала носят двойственный характер: с одной стороны, сексуальное и духовное взаимодействие между полами, которое первоначально находится в неразвитой естественной форме, - чувственно духовная сторона, с другой – затрачивание человеческого труда необходимого для содержания, воспитания и первоначального обучения потомства, его распределение между членами общества – экономическая сторона.

 

 

 

Замечание:

 

Успехи современной науки, в частности, в области искусственного воспроизводства жизни, наводят на мысль, что человечеству под силу любое деяние, в том числе, и вторжение в область естественных связей.

Так, оплодотворение яйцеклетки искусственным путем в лабораторных условиях без участия не только мужчины, но и женщины, открывает перед человечеством новые возможности для борьбы с физиологическим и социальным бесплодием (имеется в виду те случаи, когда одинокая незамужняя женщина по моральным соображениям не может иметь своих детей). В будущем, вполне вероятно, станет возможным и выращивание эмбриона вне организма матери в лабораторных условиях, что откроет перед человечеством возможность освободить женщину от необходимости вынашивать эмбрион (своего будущего ребенка) в чреве в течение девяти месяцев и родовых мук. Но вместе с этим откроется и другая возможность – полное отделение дето производства от интимных отношений между полами, что может обернуться для человечества подлинной трагедией.

В свете этих возможностей, которые открывает перед человечеством современная наука, возникает мысль, что вышеизложенное фундаментальное положение неверно, или, точнее, оно верно до определенных пределов. И действительно, если смотреть на достижения современной науки узко, ограниченно, вне связи с наиболее общими законами развития природы и общества, то можно прийти к выводу, что естественные связи между половым общением и дето производством, а, следовательно, и брачные отношения между полами упраздняются и на смену им приходят новые искусственно созданные механизмы дето производства.

Так, случай, когда одинокая женщина, не находясь в половой связи с мужчиной, и более того, не зная его в лицо, никогда не общаясь с ним, рожает от него ребенка путем искусственного оплодотворения яйцеклетки в лабораторных условиях с последующим внедрением в организм этой женщины, можно приводить как наглядный пример упразднения брачных отношений между полами при сохраняющемся производстве новой жизни, поскольку в производстве новой жизни непосредственно участвует лишь одно лицо – женщина; или, если в будущем станет возможным выращивание эмбриона в лабораторных условиях, и определенное количество детей, как пишут западные социологи, будет производиться искусственным путем, вне какой-либо связи с интимными отношениями между полами, то это можно будет трактовать, как начало полного упразднения естественной связи между половым общением и дето производством, и тем самым между родителями и детьми.

В действительности же связи между половым общением и дето производством, родителями и детьми, любовью и дето производством значительно сложнее, чем это кажется на первый взгляд, и не сводятся к самому механизму дето производства. Последнее - является лишь средством для осуществления родовой сущности человека, как в биологическом, так и в социальном плане. Поэтому, пока человек остается человеком, случаи, которые  были приведены выше – явно аномальные и противоречащие самой природе человека – возникают в реальной жизни вследствие противоречивости социальных условий жизни людей, а не в силу успехов современной науки; как изобретение противозачаточных средств само по себе не порождает бездетность, так и успехи в области искусственного воспроизводства жизни не порождают автоматически воспроизводства жизни, совершенно оторванного от интимных отношений между полами.

Надо полагать, что в будущем, и в тех случаях, когда репродуктивные функции индивидов будут вполне нормальны, дето производство, то есть зачатие и выращивание эмбриона, будет происходить вне организма женщины. Это, конечно, как и первый ребенок, зачатый вне организма женщины, кажется чудовищным, неслыханным явлением и приводит обыденное сознание человека в полное замешательство. Однако то, что оплодотворение яйцеклетки определенной женщины сперматозоидами определенного мужчины, который находится в интимных отношениях с этой женщиной (состоит в браке с ней), осуществляется не посредством коитуса, а искусственным путем в лабораторных условиях, а в будущем, и само выращивание эмбриона станет возможным вне организма женщины – это нисколько не меняет сущности брачных отношений между полами и, тем более, не упраздняет связь между любовью и дето производством (эта связь становится еще более опосредствованной, а сам механизм дето производства – искусственным).

 

2. Производство новой жизни и брачные отношения в первобытном обществе. Первая ступень развития противоречия.

 

В первобытном стаде, где половые связи между его членами еще ничем не ограничивались, производство новой жизни было непосредственно вплетено в производство собственной жизни взрослых членов стада. В этих условиях чувственно-духовное общение между полами, находящееся в неразвитой естественной форме, еще совершенно слито с их трудовой деятельностью, с материальной жизнью членов стада, то есть они совокуплялись не только беспорядочно, но и в любой момент, без каких-либо ограничений.

Различие между двумя сторонами брачных отношений на этом уровне развития первобытного общества лишь едва уловимо. Но с возникновением первоначально време’нного разделения между половым общением и производственной деятельностью внутри стада, а затем – дуально-родовой организации первобытного общества, это различие становится зримым, доведенным до пространственного и време’нного разделения.

Общение между полами в дуально-родовом браке (это когда женщины одного рода являются женами всех мужчин другого рода, и наоборот) сводится фактически к одной физической близости, а содержание, воспитание и первоначальное обучение потомства осуществляется коллективом экзогамного рода, к  которому принадлежит мать ребенка. То есть между мужчинами и женщинами брачной группы фактически отсутствует какая-либо совместная трудовая деятельность, хозяйственная связь. Однако из этого не следует, что дуально-родовой групповой брак является дисэкономическим, то есть односторонним, совершенно оторванным от материального производства.

Форма организации производства новой жизни при дуально-родовом групповом браке определяется формой организации первобытного общества, где экзогамный род является основной хозяйственной единицей. Поэтому само дето производство выпадает на одну группу людей (брачную группу), содержание, воспитание и первоначальное обучение – на другую группу людей (коллектив рода, к которому принадлежит мать ребенка).

На этом уровне развития брачных отношений, когда два момента, две его стороны как бы отделяются друг от друга и существуют раздельно, как в пространстве, так и во времени (сохраняя при этом внутреннее единство), отношения между полами в брачной группе сохраняют естественную животную форму, так как практически сводятся к кратковременным половым контактам во время посещения мужчинами одного рода женщин другого рода,  которые состоят в браке с ними.

 

Пространственное сближение родов, их близкое соседство, порождают такое явление, как образование более или менее постоянных брачных партнеров внутри группового брака – парование. Это парование, возникшее в процессе практики группового брака при сочетании определенных биологических качеств партнеров, вне группового брака оставалось чисто биологическим союзом до тех пор, пока не возникли экономические условия для образования парного брака.

 

Дальнейшее развитие производительных сил первобытного общества, появление избыточного продукта и парной семьи, приводит к нарушению первоначального хозяйственной монополии рода, к появлению семейных коммун, объединяющих несколько парных семей, взрослые члены которых, в зависимости от пола, принадлежат к разным родам. Эта семейная коммуна со своим хозяйством, тесно связанная с хозяйствами родов, к которым принадлежат ее члены, с утверждением отцовского права постепенно преобразуется в большую семью во главе, которой становится домовладыка или семейный совет.

 

С постепенным разделом земли, которая первоначально принадлежит всему роду, между большими семьями – они все больше противопоставляются роду, и в конечном итоге взрывают его. В этих условиях сексуальное общение между супругами сочетается с хозяйственным взаимодействием, поэтому брак становится устойчивым и в корне меняется характер общения между супругами: в него вносится социальный элемент. Чувственное, тут уже сочетается с духовным, связанным с содержанием, воспитанием и первоначальным обучением детей. Но, так как супружеская пара еще растворена в коллективе большой семьи, а половозрастное разделение труда приводит к относительному обособлению женской и мужской половины большой семьи, то общение между супругами остается ограниченным и преимущественно внешним. Поэтому на этой ступени развития человеческого общества, как и в парном браке, помимо чисто практических качеств супруга и супруги обретает еще большую значимость их внешность, то есть физическая красота. Правда, в условиях большой семьи (не надо ее путать с большими семьями более позднего времени, когда под одной крышей живут несколько родственных моногамных семей) это новое сексуальное восприятие не могло получить полного развития; последнее становится возможным с утверждением моногамного брака и малой семьи.

Следовательно, если на низших ступенях развития общества формы организации производства новой жизни и общества в целом определяются преимущественно биологическими факторами и кровнородственными отношениями, то в дальнейшем, с развитием материального производства и форм общения, на первый план все более выдвигается экономический фактор – отношения собственности.  Свобода половых связей между индивидами противоположного пола, входящих в брачную группу, все более ограничивается, расторжение парного брака становится все более затруднительным, а с утверждением моногамного брака – явлением исключительно редким.

Таким образом, экономическая сторона брачных отношения получает все большее развитие и постепенно подчиняет себе противоположную сторону брачных отношений, навязывает ей экономическую форму брака – двойственность брачных отношений перерастает в противоречие.

 

2.     Цивилизация и моногамные брачные отношения

 

      а. Экономическая сторона моногамных брачных отношений

 

  Малая семья постепенно выделяется из большой семьи и становится последней единицей процесса дробления первобытного общества на обособленные группы людей, находящихся в кровном родстве и владеющих общим хозяйством.

Новый способ производства и новые отношения собственности, их кардинальное изменение, обуславливают возникновение и новой формы брака – моногамии, первоначально полностью подчиненной процессу накопления частной собственности в руках отдельных лиц. Уход, содержание, обучение и воспитание, как и само зачатие потомства, становится частным делом родителей и осуществляется либо их трудом, либо трудом людей эксплуатируемого класса, которые принадлежат им. Производство новой и собственной жизни индивидов осуществляется в рамках отдельного частного хозяйства, отдельного коллектива – семьи.  Таким образом, брак и семья становятся экономическим союзом, служащим для производства как новой, так и собственной жизни индивидов.

 

С возникновением частной собственности и моногамии первобытное общество распадается на отдельные семьи, противостоящие друг другу и обществу в целом, связанные между собой еще частично сохраняющейся общинной собственностью на средства производства, территориальной общностью и возникающим обменом.

Разделение труда, порождающее частную собственность, порождает и разобщенность между людьми. Поэтому семья становится не только экономическим союзом, но и той малой группой, в которой между ее членами поддерживаются непосредственные связи и отношения, необходимые каждому общественному индивиду. Следовательно, в новых экономических условиях брак и семья становятся не только экономическим, но и социальным союзом, необходимым для каждого индивида. То есть брак и семья становятся не только формой производства новой жизни, но и формой жизни индивидов. Поэтому семья может существовать, и отдельно от дето производства, как форма организации собственной жизни индивидов.

В этих новых изменившихся условиях жизни людей вступление в брак и сохранение семьи с самого начала обуславливается не столько взаимными симпатиями индивидов противоположного пола, сколько социально-экономической необходимостью семьи для каждого индивида и экономическим интересом, связанным с моногамным браком. Причем, чем значительнее  состояния, которые приходят в движение при заключении браков, тем значительнее и экономический интерес. Поэтому с возникновением классового общества и ростом имущественного неравенства между отдельными семьями, экономический интерес становится определяющим моментом при выборе супруга или супруги, в особенности для господствующего класса.

Первоначально производство новой и собственной жизни индивидов почти полностью осуществляется в рамках отдельной семьи, ее натурального хозяйства. Отсюда - весь уклад жизни, большое количество членов семьи, главенствующее значение хозяйства, на которое опирается семья, и полная зависимость детей от родителей. Но в дальнейшем, с развитием капиталистического способа производства и возникновением крупной промышленности, натуральное хозяйство суживается до домашнего хозяйства, а общественное по своему характеру производство, основанное на самом широком разделении труда, охватывает все стороны производства как новой, так и собственной материальной жизни индивидов. Форма брака при этом остается прежней (моногамной), так как новые производственные отношения, пришедшие на смену старым, изменяют лишь форму частной собственности и способ добычи средств к существованию, но не упраздняют саму частную собственность и экономическую форму распределения средств к существованию, где количество материальных благ, получаемых каждым индивидом, определяется не столько уровнем развития производительных сил общества в целом (первобытное общество) или потребностями индивидов (коммунистическое общество), сколько способом распределения материальных благ. Последнее приводит к росту имущественного неравенства между людьми, которое, как и разделение труда, при капиталистическом способе производства достигает наивысшего развития, что разобщает людей, ограничивает их интересы рамками частной жизни или частного предпринимательства, и сохраняет частную форму жизни людей, то есть семью, при изменившемся характере материального производства.

Сохранение семьи, то есть частной формы жизни людей, затормаживает процесс полного перевода домашнего хозяйства на промышленную основу, что привело бы к упразднению домашнего хозяйства и тем самым семьи; ибо семья неотделима от домашнего хозяйства, как и домашнее хозяйство неотделимо от семьи.

Сохранение семьи, семейного образа жизни, то есть частной формы потребления, определяет направление развития не только такой отрасли производства, как служба быта, но и других отраслей, производящих товары народного потребления. С другой стороны, развитие производства, рост ее технической оснащенности, все большее слияние науки с производством, требуют от работников специальной подготовки, что приводит к возникновению широкой сети различных учебных заведений, готовящих людей самых разнообразных профессий, необходимых как для материального, так и для духовного производства. Все большее вовлечение в производство, в сферу обслуживания, в науку и искусство, то есть в общественную жизнь женщин, приводит к необходимости расширения сети дошкольных учреждений, берущих на себя частично такие традиционные функции семьи, как воспитание и уход за детьми. Также надо отметить, что с развитием производства и форм общения, возникают как новые формы общественного потребления, так и продукты производства, рассчитанные на коллективное потребление.

Но до тех пор, пока сохраняется семья как определенный способ жизни, до тех пор будет существовать и домашнее хозяйство, которое в условиях даже самого широкого разделения труда и колоссального развития техники, лишь до определенных пределов поддается переводу на промышленную основу – пределов, за которым упраздняется домашнее хозяйство и начинается общественная жизнь с преобладающей общественной формой потребления. Следовательно, упразднение домашнего хозяйства и семьи, что одно и тоже, будет осуществленною не чисто техническим средствами, а дальнейшим развитием производительных сил общества и форм общения.

 

С развитием крупной промышленности, семья постепенно утрачивает свои хозяйственные и производственные функции, так как материальное производство почти полностью выносится за рамки семьи,  и становится все  в большей степени лишь частной формой производства, как новой, так и собственной жизни индивидов, противостоящей общественной жизни (этот конфликт отчетливо проступает в тех случаях, когда индивиды, в особенности женского пола, стремятся сделать карьеру, или посвящают свою жизнь целиком и полностью какому-либо значительному общественно-полезному делу). При этом, в условиях развитого разделения труда,  производительные силы выступают как нечто совершенно независимое и оторванное от индивидов, силами которых они являются, и сам труд в системе общественного по своему характеру производства, то есть производство материальной жизни, становится для них деятельностью потерявшей всякую видимость самодеятельности и являющейся лишь средством, а сама материальная жизнь – целью, смыслом жизни. Вследствие чего семья, несмотря на общественный характер производительных сил общества и почти полное упразднение хозяйственной функции семьи, - по-прежнему остается основной формой жизни индивидов,  живущих в основном частной жизнью, и включенных  в общественную жизнь косвенно, через общественные отношения.

Потребление становится главным видом деятельности таких людей (субъективно), а отсюда и круг интересов, представлений о ценностях жизни и способах самоутверждения.

 

 

Б.  Чувственно-духовная сторона моногамных брачных отношений

 

1.      Генезис индивидуальной половой любви 

 

Моногамный брак, то есть частный способ производства новой жизни, связывает супругов в устойчивую тесно связанную не растворенную ни в роде, ни в большой семье супружескую пару, которая первоначально совместно осуществляет производство не только новой, но и собственной жизни индивидов. Это в корне меняет сексуальное восприятие человека. Эстетические, нравственные и духовные качества человека, которые при парном браке едва начинают вплетаться в сексуальное (брачное) восприятие индивида, теперь получает сильное развитие.

Моногамный брак и малая семья – формы, обусловленные исключительно экономическим моментом брачных отношений, предполагают обособление семьи, ее противопоставленность другим семьям, в том числе родственным, и обществу в целом (как частная собственность порождает противоречие между частным и общим интересом и тем самым противопоставляет отдельного индивида обществу в целом).

Исторически характер общения между супругами в моногамном браке складывается так, что это общение первоначально носит в основном внешний характер, то есть супруги связаны в браке экономически и сексуально, и в самой незначительной степени духовно, что являлось следствием исторически сложившейся разобщенности между полами, возникшей на почве полового разделения труда. При таком общении, где превалирует внешний зрительный контакт, особую значимость обретает внешность супругов. Причем, это было одинаково значимо, как для мужчин, так и для женщин, с той лишь разницей, что для мужчин внешняя красота женщины имела первостепенное значение, не считая материальных выгод, а для женщины – такие качества мужчины, от которых зависела ее жизнь в браке, где муж являлся полноправным хозяином и господином.

Таким образом, внешняя красота человека становится исторически первым, привнесенным не биологическим элементом становящегося в условиях господства моногамных брачных отношений качественно нового сексуального восприятия индивида.

Внешняя красота человека, объективно совершенно безразличная при кратковременных половых  контактах, где главной целью является удовлетворение половой потребности, становится значимой первоначально лишь в рамках моногамного брака, то есть ситуативно, в условиях устойчивых моногамных брачных отношений. И так как моногамный брак становится постепенно господствующей формой брачных отношений в обществе, то ситуативное сексуальное восприятие, включающее в себя не просто внешность как признак принадлежности к противоположному полу, а красивую внешность, постепенно закрепляется в сознании людей и передается из поколения в поколение, и становится абсолютным сексуальным восприятием индивидов. Образность сексуального восприятия вообще, по своей природе, не в малой степени способствует этому.

 Эстетическое сексуальное восприятие, ставшее основой эстетико-эротической любви античности, следовательно, возникает на заре цивилизации и чем дальше удаляется в глубь веков, тем прочнее становится иллюзия об изначальности, врожденности эстетического сексуального восприятия индивидов, а затем и чувства индивидуальной половой любви.

Античное общество, это общество, выросшее на развалинах родового общества и еще сохраняющее многие его черты. Оно покоится на рабском труде, на порабощении других народов, что позволяет сконцентрировать в руках одного народа огромные материальные богатства (которые распределяются неравномерно между отдельными гражданами), и вместе с этим ставит этот народ перед необходимостью объединения своих сил для того, чтобы держать рабов и порабощенные народы в повиновении. Этот момент во многом определяет организацию рабовладельческого государства и формы, интенсивность общественной жизни живущих в этом государстве свободных людей. Семья и семейная жизнь здесь еще находятся, по крайней мере, для мужчин, на втором плане, а общественная жизнь – на первом. Это мешает преодолению исторически сложившейся разобщенности между полами и общение между супругами в браке, в основном, носит внешний, функциональный характер. Муж и жена, несмотря на экономическую и хозяйственную общность, духовно остаются разобщенными, и жена служит для мужа лишь как орудие для производства наследника. Поэтому в этих условиях развитие сексуального восприятия индивидов не могло пойти дальше эстетико-эротической любви, где физическая красота является определяющим моментом.

Индивидуальная половая любовь возникает в условиях феодальной раздробленности, когда семья становится основной формой организации жизни людей, основной сферой их жизнедеятельности. Сам уклад жизни людей феодального общества, замкнутый в рамках семьи, сближает супругов, расширяет общение между ними и объективно ставит их в такие отношения, при которых они перестают выступать друг для друга преимущественно внешней стороной, как это было в античности. В этих новых условиях – тесного соприкосновения и общения между супругами – духовный компонент приобретает особое значение: становится важным не только внешность, но и в значительно большей степени, чем в античности, содержание человека - такие его качества, как доброта, отзывчивость и т.д., то  есть человеческие качества индивида. Это создает через возникающее общественное представление об идеальном муже и жене в сознании подрастающих поколений глубоко личностные идеальные образы любимого человека и саму потребность в нем. И если сама практика брака и семейной жизни выявляет качества мужа и жены необходимые для совместной жизни, то идеальный образ любимого человека, формирующийся в сознании подростков, является результатом априорного мышления и игры воображения. Следовательно, идеальный образ любимого человека формируется вне брака и в тоже время внутри него. Этот процесс формирования идеального образа любимого человека у подрастающего поколения, который становится возможным лишь на определенном уровне развития брачных отношений в условиях феодальной разобщенности, сначала охватывает наиболее культурные слои общества, а затем становится всеобщим достоянием. Этот процесс, протекающий совершенно стихийно как на сознательном, так и бессознательном уровне, начинается еще в детстве, когда дети подражают во всем взрослым. Но лишь в период полового созревания подростка этот детский, наивный и еще бесчувственный идеальный образ любимого человека наполняется плотью и обретает внутреннюю цельность.

Половой инстинкт побуждает подростка к деятельности направленной на поиск способов и средств удовлетворения формирующейся половой потребности. Но поскольку естественное движение заторможено системой моральных запретов, которые закладываются в сознание подростков еще в детском возрасте прямым внушением, то начинается априорное движение по принятому пути в форме внутренней психологической работы, которая скрыта от самого подростка и повторяет в своем движении в сжатом виде историческое развитие сексуального восприятия людей; игра воображения, различие вкусов, представлений о добре и зле и, наконец, темпераментов придают этому движению глубоко индивидуальный личностный характер. Общим является лишь направление движения и его априорный обобщающий характер.

Надо полагать, что первоначально процесс идеализации супруга и супруги был непосредственно связан с практикой супружеской жизни и носил ограниченный, практический характер (как это имеет место еще и в наше время при узкопрактическом подходе к браку). Поэтому и представления о любимом человеке у различных классов были первоначально различны, так как условия их жизни сильно различались. Но в дальнейшем, по мере того как представление об идеальном муже и жене расширялось и перерастало в идеальный образ любимо

Сделать бесплатный сайт с uCoz