…ить - сколько и чего нужно произвести, чтобы полностью удовлетворить платежеспособный спрос многомиллионного населения.  Если к этому еще добавить низкое качество выпускаемой продукции в условиях полного отсутствия рыночной конкуренции (из-за отсутствия самого свободного рынка), то получим вместо капиталистического изобилия тотальный дефицит необходимых для жизни людей качественных товаров.  И это вполне закономерно, если учесть, что плановое ведение хозяйства -  пригодное для небольшого хозяйства и для отдельного предприятия, которые работают в условиях свободного рынка, - большевики перенесли на огромное народное хозяйство, превратив его, таким образом,  в натуральное хозяйство, где есть развитое разделение труда и обмен продуктами труда, но нет товарообмена и стоимостных товарно-денежных отношений.  То есть, нет эквивалентности обмена, а деньги выполняют лишь функцию учета и распределения, да и то – не по труду, как это декларировалось, а по окладу.

Такие экономические отношения были приемлемы для первобытных людей, никогда не знавших частной собственности и привыкших жить единым коллективом и вести одно общее хозяйство,  где разделение труда было слабо развито и носило естественный характер,  но они совершенно неприемлемы для людей, которые жили в обществе с развитым разделением труда и частной собственностью, и не привыкли работать на “общий котел”.  Поэтому советская экономика со временем рухнула, как дом, построенный без соблюдения строительной технологии.

 

Большевики, как и Карл Маркс, думали, что коммунизм можно построить на базе крупного машинного производства и механического труда, что в принципе невозможно, т. к.,  пока механический труд остается господствующим, невозможно изменить потребительскую природу человека,  а значит, невозможно достичь и насыщения человека вещами, и построить общество, где люди будут жить по принципу: “от каждого - по способностям, каждому - по потребностям”.

Хотя  Карл Маркс, конечно, понимал, что пока люди будут заняты механическим трудом, они не смогут гармонично развиваться и осуществлять в полной мере свою сущность, поэтому он предполагал, что при коммунизме люди будут духовно и интеллектуально развиваться в свободное от основной работы время, которого будет становиться все больше.  То есть, он считал, что люди на производстве будут выполнять механическую работу, а после работы, в сводное время, они будут заниматься не только потреблением продуктов труда и своими личными делами, но и своим культурным и духовным развитием. Это, конечно, заблуждение. Ибо, до тех пор, пока господствующим трудом остается механический труд, природа человека остается потребительской, и  большинство людей после того как отработают на своем рабочем месте, и дома, по хозяйству, свое свободное время употребляют в основном на развлечения и потребление продуктов труда, ради которых собственно они и работают. Точно также мы видим, что, пока природа человека остается потребительской, материальные потребности человека растут опережающими темпами, и никакое общественное производство не может их полностью удовлетворить, поэтому о постепенном сокращении рабочего дня люди могут только мечтать.

 

Люди будущего действительно изменятся до неузнаваемости и станут интеллектуально и духовно развитыми личностями, но не путем духовного самосовершенствования в свободное от работы время, как предполагал  Карл Маркс, а, напротив, в процессе создания полностью автоматизированного материального производства и изменения характера труда. И когда этот процесс полностью завершится, материальная жизнь людей, как и предполагал Карл Маркс, совпадет с их самодеятельностью, которая будет включать в себя творчество как основной вид деятельности, посредством которой они будут реализовывать свою сущность.

Но для этого человечество должно пройти через ряд сменяющие друг друга стадии развития.

 

 

 

Капитализм и предшествующие ему способы производства

 

  На низшей стадии своего развития люди еще мало чем отличались от животных и жили стадом.  На этой ступени развития люди совместными усилиями добывали еще очень скудные средства для жизни.  Они еще ничего не производили, использовали самые примитивные орудия труда, занимались охотой, рыбной ловлей, собиранием ягод и другой съедобной растительности.

Продуктов питания добывалось так мало, что едва хватало, чтобы выжить, поэтому все делилось поровну.  В этих условиях, общий интерес занимал главенствующее положение, он не был абстрактным, а был осязаем, как окружающая враждебная по отношению к людям природа.  В этих условиях, люди могли выжить только сообща.   Поэтому отдельный интерес отдельного члена первобытного социума беспощадно подавлялся и подчинялся общему интересу выживания.  Со временем это стало нормой поведения, формой сознания первобытных людей, которые воспринимали себя лишь как члена  рода, как ее частицу.  Первобытные люди себя не отделяли и тем более не противопоставляли роду, они воспринимали себя лишь как члена рода, лишь в связи с родом, т. е. они были буквально растворены в роде и не воспринимали себя как личность.   Поэтому, они, говоря о себе, называли себя в третьем лице. 

Но с ростом населения, с появлением более совершенных орудий труда, появилась возможность добывать все необходимое для жизни и меньшими группами, как правило, сформированными по родству.  Так появились семейные общины. 

Этот  первый шаг на пути дробления единого хозяйства рода на более мелкие хозяйства, по-видимому, совершался совершенно стихийно, как хозяйственное обособление естественно образовавшихся семейных общин, стремящихся оставить в семейной общине все произведенное и добытое ее членами.

 

Дальнейшее развитие производительных сил первобытного общества привело к уже значительному росту материального производства, к разделению труда между скотоводством и земледелием, а затем, и между ремеслом и земледелием, и к

 переходу - от матриархата к патриархату, и дальнейшему дроблению теперь уже семейной общины на отдельные моногамные семьи.

Таким образом, существовавшее с самого начала стремление человека, как отдельного биологического существа, потреблять самому добываемую стадом пищу, но беспощадно подавляемое в первобытном стаде, теперь получило

экономическое основание в виде частной собственности и моногамной семьи. Теперь моногамная семья работала на себя, а не на семейную общину или род.

Хотя, конечно, по мере того как моногамная семья обосабливалась в отдельное

хозяйство, она не прерывала связей ни с родом, ни с семейной общиной, сохраняя с ними еще много общего.

 

С ростом производительности труда, появляется и прибавочный продукт, а значит и возможность использовать военнопленных как рабов.

Рост материальных богатств пробуждает в человеке стремление к их обладанию во все возрастающих количествах.  Только своим трудом этого невозможно было достичь, поэтому массово стали использоваться рабы или другие способы присвоения прибавочного продукта. 

Общество раскололось на антагонистические классы.  Грабительские войны стали обычным явлением. 

Вместе с разделением труда возникает и обмен продуктами труда, сначала между отдельными племенами, а потом и внутри них.  Появляются деньги, и, как

следствие, торговый капитал и купцы.  Земля постепенно переходит в частную собственность, и вместе с ростовщичеством появляется и ипотека. 

Общество постепенно раскалывается не только на свободных и рабов, но и на бедных и богатых.  Все это подрывает родовой строй.  На смену ему приходит рабовладельческое или феодальное устройство общества.

 

Частная собственность как прямая противоположность родовой и общинной собственности зарождается очень рано, но она еще долго несет на себе печать коллективной собственности, и только с развитием капитализма она окончательно сбрасывает с себя путы коллективной собственности; и индивидуализм, частный интерес, который в первобытном обществе беспощадно подавлялся, теперь достигает своего наивысшего развития, и в тоже время подготавливает, как мы увидим дальше, почву для развития новой общности, новых общественных по своему характеру производительных сил.

 

Капиталистический способ производства, точно так же, как и рабовладельческий, и феодальный основывается на  эксплуатации чужого труда. Точно так же, как и при двух предыдущих способах производства, капиталист достигает своего материального обогащения за счет присваивания прибавочной стоимости, только теперь создаваемого трудом наемного рабочего, и в виде прибыли. 

Но, если, в первом случае, принудительный труд рабов пригоден лишь для выполнения примитивного физического труда и мало способствует росту производительности труда, и требует постоянного притока новых рабов, а,

во втором случае, зависимый от феодала крестьянин работает не только на себя, но и на феодала, и в силу ограниченности общения свойственного феодальному обществу и натуральному хозяйству,  развитие производительных сил идет

очень медленно, то капиталист использует наемный труд и, начав с простого расчленения процесса производства на простейшие операции в мануфактуре, в дальнейшем, после изобретения паровой машины, начинает использовать машины для производства продукции.

В погоне за прибылью в условиях рыночной конкуренции, капиталист стремится постоянно не только расширять свое производство, но и повышать производительность труда.   Правда, самым простым путем обогащения для капиталиста, конечно, остается соблазн увеличить степень эксплуатации наемного

рабочего.  Что и наблюдалось в раннем периоде капитализма, когда рабочие работали по двенадцать часов и получали за свою работу гроши.  Но этот путь

имеет свой физический предел и социально опасен, т. к. до предела обостряет классовую борьбу.  И, напротив, путь, направленный на усовершенствование производства, перевода его на машинную основу, дает возможность практически

бесконечно умножать богатства капиталиста и повышать благосостояние наемного рабочего, правда, в совершенно разных пропорциях.

И еще: до тех пор, пока производство материальных благ собственными силами или с использованием чужой рабочей силы осуществляется для собственного потребления, а обмен, если и существует, то только как простой товарообмен,  человеком движет естественное стремление к повышению своего благосостояния, к улучшению качества своей и членов его семьи жизни.  Но как только начинается производство продуктов труда исключительно для продажи, т. е. для получения все возрастающей массы денег (капиталистический способ производства), естественное стремление человека к повышению своего благосостояния перерастает в стремление к бесконечному личному материальному обогащению, к стремлению овладеть всеми богатствами мира.

Таким образом, естественное стремление человека к материальному богатству с возникновением капиталистического способа производства перерастает в стремление к бесконечному материальному обогащению и становится главной движущей силой развития материального производства и всей мировой истории.  Это объективный закон развития материального производства, который никто не может отменить, и который будет действовать до тех пор, пока механический труд остается господствующим.  Как и то, что до тех пор, пока человек будет принимать непосредственное участие в материальном производстве, т. е. до тех пор, пока в каждой единице производимой продукции помимо перенесенного овеществленного труда будет содержаться и живой труд,  будут сохраняться возникшие с разделением труда и обмена стоимостные товарно-денежные отношения, которые при капитализме достигают своего наивысшего развития, и любые попытки отменить их волевым решением, обречены в конечном итоге на неудачу.

 

Капитализм как более прогрессивный способ производства, рано или поздно приходит на смену рабовладельческому и феодальному способу производства и постепенно захватывает всю сферу материального производства и обмена, уничтожает или вытесняет полностью последние островки натурального хозяйства и создает общественные по своему характеру производительные

силы. То есть совокупность производительных сил, которые тесно между собой взаимосвязаны и могут функционировать лишь как единый организм, как единое целое, а не как обособленные натуральные хозяйства.

С другой стороны, частный капитал, частный бизнес, представляющий эти отдельные тесно взаимосвязанные производительные силы, в погоне за прибылью действует обособленно, ориентируясь лишь на конъектуру рынка, которая складывается за его спиной и обусловлена законами рыночной экономики и еще много чем.  В результате, с неизбежностью закона наступают периодически повторяющиеся экономические кризисы перепроизводства, которые парализуют избыточное производство и таким образом насильственно восстанавливают нарушенные пропорции между отраслями производства. 

Кризисы эти являются следствием обострения фундаментального противоречия капитализма, а не чем-то случайным, вызванным недальновидными действиями людей, как это пытаются представить буржуазные экономисты, призывая господ капиталистов образумиться и не гнаться, сломя голову, за прибылью, дабы не вывести в очередной раз из равновесия всю мировую экономику.

 

В середине 19 века, эти экономические кризисы перепроизводства в Европе повторялись через каждые 7-10 лет, что и натолкнуло Карла Маркса на мысль, что

капитализм исчерпал все свои   возможности, и что на смену ему должен прийти коммунистический способ производства с общественной собственностью на средства производства и плановой экономикой.  Карл Маркс, считал, что таким образом фундаментальное противоречие капитализма разрешится и человечество перейдет на более высокий виток развития.

В  “Манифесте коммунистической партии” и в “Принципах коммунизма” эта идея была изложена Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в максимально доступной форме и стала руководством к действию для пролетариата и его вождей.

 

К счастью, Германия, славившаяся издавна своими великими мыслителями, к числу которых, безусловно, принадлежит и Карл Маркс, не стала полигоном для проведения великого эксперимента.  Такой страной, к великому несчастью для русского народа, стала Россия, где большевики во главе с Лениным пришли к власти и начали строить коммунизм, опираясь на учение Карла Маркса.  Этот эксперимент затянулся на 74 года и закончился полным провалом.  Тогда как Германия и другие ведущие капиталистические страны за это время достигли внушительных успехов в развитии материального производства и стали

богатыми, относительно благополучными странами с высоким уровнем жизни, хотя противоречие между трудом и капиталом, между меновой и потребительной стоимостью товара, безусловно, сохранилось, как и периодически повторяющиеся экономические кризисы, только теперь уже не такие частые, как  это было в 19 веке, но зато более масштабные.

 

 

 

Переход от капитализма к коммунизму

 

 При всем разнообразии стран, народов, их исторического пути развития, можно отметить следующие общие для всех без исключения этапы развития материального производства.

Сначала для добычи и производства материальных благ, человек мыслящий, разумный использует только собственную мускульную силу, и свое тело, используемое как манипулятор, управляемый мозгом.  Затем, он начинает использовать прирученных животных, силу ветра и падающей воды для замены своей мускульной силы, и различные механизмы, приводимые в движение человеком или другими силами природы.

С изобретением парового двигателя появляются машины, которые работают под управлением человека.  С изобретением двигателя внутреннего сгорания и электродвигателей этот процесс существенно расширяется.

Следующий этап – это изобретение ЭВМ, которая берет на себя, сначала частично, механическую умственную работу, которую раньше выполнял  человек.

С  дальнейшим усовершенствованием ЭВМ и развитием информационной техники появляются производства с высокой степенью автоматизации или полностью автоматизированные, которые запускает и контролирует человек, выполняющий работу оператора.  Но все эти достижения научно-технического прогресса, в основном, используются на крупном производстве.  А на мелких производствах, по-прежнему, почти все работы выполняются вручную, правда, с использованием современных инструментов и механизмов.

С развитием научно-технического прогресса, работа, связанная в основном с физическим трудом, становится все менее привлекательной и не престижной, и

требует, поэтому, все более высокой оплаты, что создает экономическую базу и необходимость в разработке роботов с искусственным интеллектом.

Следовательно, следующим этапом в развитии материального производства будет появление роботов, работающих по программам, разработанным человеком,

которые смогут выполнять не только самые сложные манипуляции, но и поставленные перед ними задачи, алгоритм решения которых известен, и переведен на язык программы ЭВМ.

С другой стороны, будет происходить технологическая интеграция мирового производства в одно единое автоматизированное производство, управляемое единой информационной системой, являющейся искусственным интеллектом полностью автоматизированного производства и берущей на себя всю механическую умственную работу.

 

Разумеется, что это произойдет не за 10 и не за 20 лет (сроки огромные для В. И. Ленина), а через века, и процесс этот захватит все страны без исключения, что

приведет, в конце концов, к образованию единого сообщества под названием “Земляне”, где к великому сожалению нынешних националистов, сотрутся все национальные и расовые различия (останутся лишь названия, первоначальный смысл которых полностью утратится) и возникнет единая культура, которая вберет в себя все богатство различных национальных культур, если, конечно, до этого люди сами себя не уничтожат или это не сделает какой-нибудь природный катаклизм.

 

Мировой  рынок, чем дальше, тем теснее будет связывать национальные экономики всех государств нашей планеты в одно огромное мировое производство, углубляя международное разделение труда, как в свое время капитализм в отдельно взятых странах путем углубления разделения труда и развития свободного рынка объединил отдельных производителей в одно единое общественное производство.  При этом решающим моментом при производстве той или иной продукции станут климатические условия и природные ресурсы, а не передовые технологии, капиталы и производственная культура производителей, которые можно перенести в любую точку мира, где имеются наиболее экономически выгодные природные условия для производства определенной продукции. 

Единое мировое производство, став реальностью, станет постепенно стирать границы между государствами (делать их максимально прозрачными), а затем, приведет к объединению всех государств в одно единое мировое сообщество.

Разумеется, что на пути этого процесса встанут национальные интересы отдельных стран, стремящихся к обеспечению самодостаточности своих национальных экономик, их выживаемости в случае войны и мировых экономических кризисов.  Но, с другой стороны, экономическая конкуренция между народами, и государствами заставит их идти по пути дальнейшего

развития не только своих национальных экономик, но и углубления международного разделения труда, иначе они могут оказаться на задворках развития мировой цивилизации, как это случилось с Северной Кореей,

которая практически в полной изоляции продолжает тупо строить свой “коммунизм”, и может, в конце концов, так отстать в своем развитии от мирового сообщества, что просто будет отторгнуто им, и использоваться как экспонат для изучения аномальных явлений в развитии человечества.

 

Дальнейшее развитие мирового капитализма будет сопровождаться все большим развитием транснациональных корпораций, дальнейшей концентрацией капитала и ростом монополий. Но монополии – это конец рыночной экономики. Правда, монополии бывают разные. Есть искусственно создаваемые монополии для борьбы с конкурентами, с чем обычно борются правительства, и есть естественные - природные, и технологические, обусловленные передовой технологией производства, приводящей к интеграции отдельных предприятий в одно единое целое. В будущем, появление таких гигантских монополий, охватывающих производство любой конечной продукции от начала и до конца, станет неизбежным, как появление в свое время паровой машины. То есть с развитием технических средств и программного обеспечения, позволяющих в миллионы раз эффективнее выполнять без участия человека механическую умственную работу, и автоматизировать не только физический труд, но и работу, связанную с управлением единым производством, начнется обратный процесс – интеграция отдельных производств в одно единое целое,  т. к. это будет уменьшать издержки производства.   И это будет началом конца мирового капитализма: капитализм сам создаст такие производительные силы, для которых станут узкими капиталистические производственные отношения. 

Далее, по мере того как автоматизация будет все шире внедрятся в производство,

все меньше будет оставаться чисто физического труда, и труд все больше будет становиться умственным.  В свою очередь, и сам умственный труд все меньше будет носить механический характер, и все больше будет становиться творческим трудом. Это перенесет акцент людей с материальных ценностей на духовные. Цениться больше будет ум, талант, духовность, а не деньги и обладание огромными материальными богатствами, что будет способствовать совместно с достижениями генной инженерии к появлению все большего числа людей с выдающимися творческими способностями.  К этому времени, и уровень жизни людей будет такой, что позволит им удовлетворять почти все свои материальные потребности без ограничения.  К тому же и сами материальные потребности людей, занятых творчеством и придерживающихся иных ценностных ориентиров, станут куда более скромными, чем потребности современных людей, ибо им уже не нужны будут вещи, обладание ими, для самоутверждения, самовыражения и для удовлетворения своих амбиций – все эти потребности они будут удовлетворять посредством творчества.  Все это приведет к постепенному сворачиванию стоимостных товарно-денежных отношений между людьми.  Люди станут работать не ради денег, а для удовлетворения своих творческих и высших нравственных потребностей.

 

В конце концов, наступит такое время, когда человек перестанет принимать непосредственное участие в полностью автоматизированном материальном производстве, и будет общаться с ним через единую информационную сеть.  Люди при этом будут заниматься исключительно творческим трудом, направленным на дальнейшее усовершенствование полностью автоматизированного материального производства, на улучшение условий их работы и отдыха, на создание художественных произведений и произведений искусства, на дальнейшее познание мира и на освоение мирового пространства.

 

Жизнь людей будущего будет кардинально отличаться от жизни людей нашего времени.

Досуг, которым так дорожит современный человек, и который является временем свободным от работы,  временем, когда человек, наконец, предоставлен сам себе и может заниматься самодеятельностью, превратится в будущем во время для отдыха человека от творческого труда, являющегося одним из основных видов его самодеятельности. То есть, самодеятельность полностью совпадет с материальной жизнью человека, как гениально предсказал Карл Маркс.

Далее, если современный человек, работающий за деньги  или ради получения прибыли, преследует свои  узколичные  цели, которые зачастую вступают в противоречие с общим интересом, то человек будущего, занятый творчеством, будет решать задачи научные, художественные и культурные, стоящие перед обществом, перед всем человечеством  - т. е.  в будущем, общие интересы

станут личными интересами людей коммунистического общества, и, тем самым, противоречие между общим и частным интересом будет снято, и форма организации общества примет форму самоорганизации свободных людей, занятых творческим трудом.  То есть на смену жесткой экономической и политической организации общества – государства, придет свободная форма организации общества, состоящего из высокоразвитых  свободных творческих личностей, которые, в отличие от современных людей, будут жить коллективной общественной жизнью, а не частной (что не исключает личную жизнь), и

совместными усилиями решать задачи, стоящие пред всем человечеством.

 

И, наконец, если первобытные люди, организованные в первобытное стадо, воздействовали на природу силой свих мускулов и еще очень слабо развитой

мысли, то в будущем, высокоразвитые организованные люди будут воздействовать на природу силой своей мысли, материализуя их посредством созданного ими полностью автоматизированного материального производства,

и таким образом преобразовывать природу в своих интересах.                     

То есть то, что человек делал и делает, и по сей день в процессе механического труда с помощью своего мозга, используемого как компьютер, и тела, используемого как манипулятор, управляемый мозгом, в будущем будет осуществляться искусственно созданной автоматизированной системой

материального производства, где люди со своим коллективным сознанием будут занимать такое же положение, как и человек со своим сознанием в созданной природой автоматизированной системе его жизнедеятельности, каковой является его телесная организация, управляемая его мозгом, для которой он создает программы в процессе обучения и познания мира, и которой он пользуется как

чем-то совершенно привычным в процессе своей жизни, до тех пор, пока не случиться какая-нибудь болезнь или травма, нарушающая работу этой системы.

 

Карл Маркс был, безусловно, прав, написав, что "На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком, - лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: "Каждый по способностям, каждому - по потребностям"". ***  Только он предполагал, что высшая фаза коммунистического общества может быть достигнута на базе механического труда и крупного машинного производства, тогда как в действительности это станет возможным лишь на базе творческого труда и полностью автоматизированного производства, которое будет создано капитализмом, и станет его концом.

 

 

 

Резюме

 

Вся история человечества – это история выживания человека в окружающем его мире, это борьба за существование, а не библейская история с высшим разумом, которую выдумали люди, ограниченные своим временем.

Для выживания и существования людям в первую очередь нужны материальные блага, средства для жизни, которые на начальном этапе развития человечества производятся непосредственно людьми, их трудом, который носит преимущественно физический характер. При этом умственный труд имеет еще слабое развитие, не говоря уже о творческом умственном труде.

Целью труда на начальном этапе развития человечества являются материальные блага, которые все в большем количестве нужны людям по мере роста их численности и роста их материальных потребностей.  Поэтому материальные блага становятся главной ценностью для людей, и вся история человечества, до тех пор, пока господствующим остается механический труд, и главной целью  труда остаются материальные блага, сводится к борьбе между людьми, классами, и народами за эти материальные блага и за место под солнцем.

В этих условиях, стимулом и к труду, и к грабежам, и к грабительским войнам являются все те же материальные блага.  Они движут людьми и вынуждают их, если они не могут другими способами получить необходимые для жизни средства, трудиться, создавать своим трудом материальные блага.

Следовательно, пока механический труд остается господствующим трудом и им заняты большинство людей, главным стимулом к труду остается материальный стимул, и главными ценностями жизни являются материальные ценности. Но, с другой стороны, стремление людей как можно полнее удовлетворять свои все возрастающие материальные потребности, неизбежно приводит к научно-техническому прогрессу, ибо без научно-технического прогресса невозможно бесконечно увеличивать производительность труда, а значит, и количество производимых материальных благ. Таким образом, бесконечная гонка людей за материальными благами заставляет их непрерывно развивать свои производительные силы, придумывать новые машины, новые технологии и

новые формы организации производства, чтобы производить как можно больше материальных благ в единицу рабочего времени.  В сою очередь, изменяющиеся в процессе развития производительные силы требую новых адекватных производственных отношений, которые приходят на смену старым, либо мирным

путем, когда системные реформы проводятся сверху, либо с помощью революций,

когда смена существующего общественно-политического строя на новый, более прогрессивный строй, невозможна законным путем, без насилия.

 

Но, как бы ни изменялись производительные силы и производственные отношения с развитием человечества,  каких бы успехов ни достигла

наука, какие бы чудо машины ни изобретали люди, и как бы ни изменялись условия их жизни, до тех пор, пока механический труд остается господствующим,

и люди принимают непосредственное участие в производстве материальных благ, и только ради этих благ трудятся, ничего кардинально не меняется, и природа людей остается неизменной, хотя они становятся  все более образованными и цивилизованными людьми с развитием общества.

 

Кардинально изменится природа людей, как и их жизнь, и наступит новая эра в истории человечества, только тогда, когда люди в погоне за вожделенными материальными  благами создадут такую технику, такое производство, которое будет работать без непосредственного участия человека и обеспечивать людей всем необходимым в неограниченных количествах, а сами люди будут заняты исключительно творческим трудом, производством новых идей, и их главным стимулом к труду станут не материальные, а творческие и моральные стимулы.

 

Это будет совершенно другая жизнь и совершенно другие люди, для  которых на первом плане будут стоять духовные и нравственные ценности, а не материальные, и которые будут решать задачи, связанные не со своим материальным обеспечением и не с банальным наращиванием материального производства (эта задача будет уже решена), а с дальнейшим усовершенствованием полностью автоматизированного производства и познанием мира, с развитием духовной и культурной жизни людей, и с освоением мирового пространства.

Люди будущего, если они себя сами не уничтожат, и не погибнут от какого-нибудь природного катаклизма, которого они не смогут предотвратить,  стану расселяться по Вселенной в тех пределах, которые будут им доступны и где есть планеты, пригодные для жизни людей, пока не достигнут своего предела. 

И их жизнь, масштабы задач, которые придется им решать, будут определять широту их мышления и их мировоззрение, точно так же, как приземленная

жизнь современных людей, занятых в основном решением задач своего материального обеспечения и продолжения своего рода, определяет целиком и полностью то, что они собой представляют, и на каком уровне интелл

Сделать бесплатный сайт с uCoz